Коллегия адвокатов
Приморского края

Возражения относительно доводов кассационной жалобы на решение о взыскании денежных средств с ТФОМС

 

В Коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда

 

Заявитель: КГУП «Приморская краевая аптека»

  Адрес для корреспонденции : 690003, г . Владивосток, ул. Посьетская, 13-24.

 

Лица, участвующие в деле:

 

Истец: Серобаба Андрей Викторович

  адрес: г. Владивосток, пр-т Красного Знамени, 96-26.

 

Ответчики: 1) ГУ «ТФОМС ПК»

адрес: 690091, г . Владивосток, ул. Пологая, 21

 

2) КГУП «Приморская краевая аптека»

 

3) Департамент здравоохранения Администрации ПК

адрес: г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2.

 

Третье лицо: Росздравнадзор

  адрес: г. Владивосток, ул. 1-ая Морская, 2.

 

 

ВОЗРАЖЕНИЯ

относительно доводов кассационной жалобы

 

ГУ «ТФОМС ПК» обратилось в Приморский краевой суд с кассационной жалобой на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 31 июля 2007 года. С доводами кассационной жалобы не согласны по следующим основаниям:

 

1. Финансирование государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Преамбула Федерального закона № 122-ФЗ от … гласит: «Настоящий федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Глава 2 ФЗ № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» (с изменениями, внесенными ФЗ № 122-ФЗ) предусматривает, положения о государственной социальной помощи, оказываемой в виде предоставления гражданам набора социальных услуг. В набор социальных услуг согласно ст. 6.2 данного закона входит и обеспечение необходимыми лекарственными средствами.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 ст. 6.5 ФЗ «О государственной социальной помощи»). В развития этого положения закона постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 (ред. от 14.04.2007) "О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг …" установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе   на обеспечение необходимыми лекарственными средствами. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляет средства в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.

 

Таким образом, финансирование в полном объеме для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в полном объеме взяло на себя государство за счет средств федерального бюджета.

 

2. Законодательство не предусматривает обязанности аптеки выдавать отсутствующее лекарственное средство за счет собственных средств .

Пункт 5 ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» обязывает Минздравсоцразвития определить порядок предоставления гражданам социальных услуг.

Пункт 2.7 Приказа Минздравсоцразвития № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» обязывает в случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организовать в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществить отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Указанные положения законодательства не предусматривают обязанности аптеки осуществлять выдачу льготных лекарственных средств за собственный счет. Аптека обязана только организовать отсроченное обслуживание, без расшифровки данного понятия. Аптека организовала отсроченное обслуживание льготного рецепта – внесла его в журнал неудовлетворенного спроса, уведомила об отсутствии препарата поставщика, работающего в рамках ДЛО.

 

В развития пункта 2.7 Приказа № 328 были изданы следующие документы:

- письмо № 01И-60/06 от 06.02.2006 года Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;

- письмо ФФОМС от 17 июля 2006 года № 5149/40-1.

 

Данные документы носят только рекомендательный характер и необязательны к исполнению аптечным учреждением по следующим основаниям.

 

А) Пункт 7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предусматривает, что Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Россздавнадзор) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование , кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Ни указами Президента, ни постановлениями Правительства в сфере надзора за ДЛО за Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не закреплено исключение из этого правила.

 

Б) Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г . N 857 утвержден устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования (сокращенное наименование ФФОМС).

В соответствии с пп. 8 п. 21 Устава Федерального фонда директор ФФОМС по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования.

В связи с тем, что Федеральным фондом обязательного медицинского страхования издаются акты, имеющие нормативный характер, Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г . № 318 введена государственная регистрация имеющих нормативный характер актов , издаваемых Федеральным фондом, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

 

Таким образом, поскольку аптечные учреждения не входят ни в государственную систему Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ни в систему фондов обязательного медицинского страхования, а также в связи с тем, что данные письма по форме и отсутствию государственной регистрации не являются нормативными (то есть обязательными для исполнения неограниченным кругом лиц) аптечные учреждения могут только принять их к сведению, но не обязаны исполнять.

 

Кроме законодательных актов Приморская краевая аптека в рамках реализации программы ДЛО руководствуется договором № 36/3-7/ФП/РС от 09.12.2006 года, заключенным между ЗАО «Роста» и КГУП «Приморская краевая аптека».

Данный договор не содержит указаний на то, что Приморская краевая аптека, как региональный склад, обязана обеспечить отсроченное обслуживание по рецептам. Также в договоре нет указаний на то, что ЗАО «РОСТА» передает свои обязанности в области отсроченного обслуживания граждан лекарственными средствами Приморской краевой аптеке или привлекает ее для выполнения этой обязанности.

 

Исходя из изложенного считаем, что своими действиями аптека не нарушала действующее законодательство, не выходила за рамки принятых на себя в соответствии с договором № 36/3-7/ФП/РС обязательств. Отсутствие в аптечном учреждении необходимого лекарственного средства, отсутствие данного лекарственного средства на региональном складе объективно делает невозможной выдачу льготного лекарственного средства в рамках реализации государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

КГУП «приморская краевая аптека» является коммерческим предприятием и реализовывать бесплатно приобретенные за свой счет лекарственные средства считает невозможным.

 

3. Кассационная жалоба содержит ряд положений, противоречащих действующему законодательству.

 

А) Кассационная жалоба содержит ссылку на ст. 308 ГК РФ: «Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц)» применительно к государственному контракту, заключенному между ГУ ТФОМС ПК и ЗАО «Роста». Из данного положения закона заявитель жалобы делает неожиданный вывод, что «обязательств перед истицей у ГУ ТФОМС ПК отсутствуют». Истец, Серобаба А.В., действительно не является стороной в контракте. Но, в соответствии со ст. 308 ГК РФ это у него, у истца , не возникло обязанностей по отношению к ГУ ТФОМС ПК, а не наоборот.

 

Б) В кассационной жалобе указано, что пункт 4.2 Приказа от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» устанавливает, что «внешний контроль соблюдения аптечными учреждениями (организациями) порядка отпуска лекарственных средств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах их компетенции».

Между тем пункт 4.2. данного приказа содержит положения о видах транспорта, которым граждане могут воспользоваться для следования к месту лечения.

 

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 344 ГПК РФ,

 

ПРОШУ:

 

Решение Фрунзенского районного суда от 31 июля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

 

Приложения:

1.        Копия доверенности представителя.

2.        Копии возражений по числу участников.

 

31 августа 2007 года

 

Представитель КГУП «Приморская краевая аптека»

Адвокат

Барсукова О.В.