Статьи
Судебная защита прав потребителей.
Потребитель при отказе продавца, изготовителя, уполномоченной организации удовлетворять его законные требования, вправе обратиться в суд с исковым заявлением (ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей»). Исследование проведено по состоянию на март 2011 года.
Форма искового заявления
Исковое заявление пишется в произвольной форме.
В соответствии со ст. 130 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В исковом заявлении необходимо описать сложившуюся ситуацию, указать какие недостатки товара или услуги обнаружены, какие требования предъявлялись продавцу, изготовителю или иной уполномоченной организации. В случае просрочки удовлетворении требования Продавцом, к исковому заявлению необходимо приложить расчет неустойки.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
{C}Ø {C}Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение обязанности доказывания:
- Продавец (изготовитель), уполномоченная организация отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
- В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Аналогичным образом, обязанность по доказыванию распределена и при возникновении споров по договорам оказания услуг (ч.4 ст. 29 ФЗ « О защите прав потребителей»).
В судебном процессе главным останется вопрос о том, имеются ли недостатки товара или услуги, а при их наличии - какова причина возникновения (по вине покупателя, или по вине продавца (например, заводской брак)).
В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 ФЗ «О защите прав потребителей» в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Таким образом, в судебном процессе возникнет вопрос о назначении судебной экспертизы, и, вероятнее всего, она будет назначена за счет Продавца. При назначении экспертизы каждая сторона спора – продавец и потребитель - вправе просить её назначить в определенную экспертную организацию, определять круг вопросов, подлежащих разрешению.
По искам о защите прав потребителей обычно назначается товароведческая экспертиза.
Не смотря на требования ч.1. ст. 67 ГПК РФ о том, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, заключение эксперта в большинстве случаев имеет предопределяющее значение.
Взыскание морального вреда
При подаче искового заявления потребитель вправе также заявить требование о взыскании морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
{C}Ø Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»).
Моральный вред выражается в физических и нравственных страданиях потребителя, связанных с незаконным отказом продавца исполнить требования потребителя, с предоставлением недостоверной информации и т.д.
При составлении искового заявления потребитель вправе определить размер причиненного ему морального ущерба, но его взыскание производится по усмотрению суда.