Статьи
Договор аренды судна: проблемы регистрации
Аренда судна – один из распространенных договоров для Приморского края. Все чаще на практике возникают споры о необходимости регистрации такого договора или регистрации обремения права собственности на судно в виде права аренды.
Данная проблема возникла в связи с тем, что нормы Законов не содержат определенного, четкого императива по данному вопросу, а подзаконные акты неоправданно расширяют положения Законов.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, отнесены к недвижимым вещам.
Согласно ст. 131 ГК РФ, регистрации при операциях с недвижимостью (как с материальной, так и с условной) подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения и оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст.609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, необходимо исходить из того, установлено ли такое «иное» в законодательстве.
В соответствии со ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Аналогичная норма содержится и в ч. 4 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии с которой государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:
право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);
право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);
сервитуты (статьи 274, 277);
право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и
право оперативного управления имуществом (статья 296).
Рассмотрим ещё и специальные нормы законодательства об аренде судов.
Так, например, ни гл. 10 КВВТ РФ, гл. 10, 11 КТМ РФ, регулирующие аренду судов, не предусматривают регистрации права аренды судна и, соответственно, последствий отсутствия такой регистрации.
Более того, в статьях 633 и 643 Гражданского кодекса РФ специально оговорено, что к договору аренды транспортного средства не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 ГК РФ.
Данные правила применимы и к аренде транспортного средства, в связи с тем, что в соответствии со ст. 632 договор аренды транспортного средства включает в себя фрахтование судов.
Так, ст. 632 ГК РФ выглядит следующим образом: «
По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации».
Единственным актом, предусматривающим регистрацию договора аренды судна внутреннего водного транспорта является Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
В п. 5 указанных Правил установлено, что «Государственной регистрации в судовой книге подлежат следующие ограничения (обременения) прав на судно (регистрация производится в разделе II "Государственная регистрация ипотек и других ограничений (обременений) прав на суда" судовой книги):
залог (ипотека);
аренда (лизинг);
доверительное управление;
арест судна;
иные ограничения (обременения).
Ипотека и другие ограничения (обременения) прав на судно регистрируются на день подачи заявления об их государственной регистрации».
В соответствии с п.12 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах Приказ Госкомрыболовства РФ от 31.01.2001 N 30 (ред. от 15.02.2008) регистрации в Государственном судовом реестре (судовой книге) подлежат следующие ограничения (обременения) прав на судно:
морской залог;
ипотека;
доверительное управление;
иные ограничения (обременения).
В соответствии с ч. 3 Ст. 16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Так как, Гражданский кодекс РФ не связывает возникновение права аренды с его регистрацией, то и данная регистрация не может повлечь за собой каких-либо последствий.
Кроме того, порядок государственной регистрация недвижимости определен ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но в ст. 4 данного Федерального закона закреплено, что его действие не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм следует, что договор аренды (фрахтования) судна должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока, и вступает в силу в день его подписания вне зависимости от того, произведена его государственная регистрация или нет.
Ниже приведены Постановления судов, содержащие аналогичные выводы.
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 14.05.2009 N Ф03-1107/2009 указал, что договор фрахта судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, заключенный с российским фрахтователем, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его подписания сторонами.
«Доводы ООО "Конта-Фиш", приведенные его представителем в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, о том, что договор фрахта (аренды) от 16.06.2007 N 76/07 не зарегистрирован в порядке, предусмотренном пунктом 49 Правил регистрации судов, поэтому основанное на таком договоре денежное требование кредитора является необоснованным, арбитражным судом кассационной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, к которому относятся морские суда, подлежит государственной регистрации, если иное не предусмотрено законом.
Статьями 633 и 643 ГК РФ предусмотрено, что договоры аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без экипажа) не подлежат государственной регистрации, и к таким договорам не применяются правила пункта 2 статьи 609 ГК РФ. Не предусматривает такую регистрацию и статья 33 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Следовательно, договор фрахта (аренды) от 16.06.2007 N 76/07 судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, заключенный с российским фрахтователем, в силу указанных норм Гражданского кодекса РФ и Кодекса торгового мореплавания РФ не подлежит государственной регистрации и с учетом статей 425, 433, 434 ГК РФ считается заключенным с момента его подписания сторонами.»
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 23.06.2008 N Ф03-А51/08-1/2153 по делу N А51-6174/200720-140 (Определением ВАС РФ от 08.10.2008 N 12178/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ дела N А51-6174/2007/20-140 Арбитражного суда Приморского края для пересмотра в порядке надзора данного постановления) установлено, что ни Гражданский кодекс РФ, ни Кодекс торгового мореплавания РФ не предусматривают регистрации права аренды судна, плавающего под флагом России, возникающего на основании договора аренды, заключенного российским фрахтователем.
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 27.02.2006, 20.02.2006 N Ф03-А51/06-1/436 указал, что отсутствие регистрации договора аренды судна не влечет признания его незаключенным.
Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2008 по делу N А05-3550/2008 указано, что «
Доводы Предпринимателя об отсутствии у Общества права на иск в связи с тем, что право аренды баржи N 2429 не зарегистрировано, кассационная инстанция считает несостоятельными исходя из следующего. По мнению ответчика, обязанность регистрации права аренды барж вытекает из статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также из статей 16 и 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ). Однако данные нормы материального права не предусматривают регистрации права аренды судна и, соответственно, последствий отсутствия такой регистрации.
Не предусматривает регистрации договора аренды или права аренды и глава 10 КВВТ РФ, регулирующая аренду судов.
Как правильно указал суд, в силу статьи 643 ГК РФ к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 названного Кодекса.»
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 по делу N А56-2433/2006 содержит следующие положения:
«Доводы ОАО "Северо-Западный флот" об отсутствии у ООО "Евротранс" права на иск в связи с тем, что право аренды теплохода "Москва-104" не зарегистрировано, кассационная инстанция считает несостоятельными исходя из следующего. По мнению ответчика, обязанность регистрации права аренды теплохода вытекает из статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16 и 19 КВВТ РФ и Правил регистрации. Однако ни статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни статьи 16 и 19 КВВТ РФ не предусматривают регистрации права аренды судна и, соответственно, последствий отсутствия такой регистрации.
Не предусматривает регистрации договора аренды или права аренды и глава 10 КВВТ РФ, регулирующая аренду судов.
Как правильно указали суды обеих инстанций, в силу статьи 643 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору аренды транспортного средства без экипажа не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 Кодекса».
В Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.10.2006 N А33-7107/06-Ф02-4992/06-С2 по делу N А33-7107/06 отмечено, что:
«В соответствии со статьей 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными настоящей главой правилами.
Согласно статье 642 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и эксплуатации.
В силу правил статьи 643 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 настоящего Кодекса».
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.12.2008 по делу N А29-1538/2008
«Суд ошибочно посчитал, что договор аренды судна (бербоут-чартер) в данном случае подлежит регистрации. По мнению заявителя, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации требует обязательной регистрации бербоут-чартера только в случае аренды судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства. Договор от 01.06.2006 заключен между российскими организациями в отношении судна, включенного в Государственный судовой реестр, в силу чего такая сделка не требовала дополнительной регистрации…
…ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 131, 633 и 643), ни нормы Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (статья 33) не предусматривают регистрацию права аренды судна, включенного в Российский международный реестр судов и предоставленного в пользование и владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Не предусматривают такой регистрации и Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.07.2006 N 87.»